Будучи монахом, я обладал терпением и необходимым количеством времени. Мне нужно было удостовериться, что каждый кирпич лежит идеально, и неважно, сколько времени для этого потребуется. В конце концов я закончил свою первую кирпичную стену и отступил немного назад, чтобы полюбоваться ею.
И только тогда я увидел – о, нет! – что обошел своим вниманием два кирпича. Все кирпичи идеально располагались в одну линию, а эти два – под углом. Они выглядели ужасно и портили всю стену. Они разрушали ее совершенство.
К тому времени цементный раствор уже достаточно затвердел, так что кирпичи невозможно было вынуть из стены. Я спросил настоятеля монастыря, можно ли мне сломать стену и начать строительство заново, или, что еще лучше, взорвать эту стену! Я всё испортил и поэтому был в полном замешательстве. Настоятель ответил: «Нет, стена будет стоять».
Когда я сопровождал первых посетителей, осматривавших наш только что открывшийся монастырь, я всегда старался избегать маршрута, ведущего вдоль моей кирпичной стены. Я не выносил, когда кто-нибудь смотрел на неё. Однажды, спустя три или четыре месяца после завершения строительства стены, я прогуливался с одним посетителем, и он увидел стену.
- Какая хорошая стена! - заметил этот чело¬век невзначай.
- Сэр, - ответил я удивлённо, - вы забыли свои очки в машине? У вас плохое зрение? Неу¬жели вы не видите вон те два ужасных кирпича, которые портят всю стену?
То, что он сказал дальше, полностью изменило мой взгляд на эту стену, на себя и на многие другие аспекты жизни. Он сказал: «Да, я вижу те два неудачных кирпича. Но также я вижу 998 прекрасных кирпичей».
Я был ошеломлён. Впервые более чем за три месяца я увидел, помимо двух неудавшихся, и другие кирпичи в этой стене. Вверху, внизу, слева и справа от плохо положенных кирпичей были прекрасные, совершенные кирпичи. Более того, совершенных кирпичей было много, значительно больше, чем плохих.
Прежде мой взгляд был сфокусирован исключительно на двух совершённых мною ошибках. Я был слеп к чему бы то ни было ещё. И поэтому не мог смотреть на эту стену и не выносил, когда на неё смотрели другие.
Именно поэтому я хотел всё разрушить. Теперь, когда я могу видеть идеально положенные кирпичи, стена не кажется такой уж плохой.
Как сказал посетитель, это была «хорошая кирпичная стена».
Двадцать лет спустя она на том же самом месте, но только я забыл, где именно в стене находятся те два неудавшихся кирпича. В буквальном смысле я больше не вижу тех двух ошибок, совершённых мною.
Как много людей прекращают отношения или разводятся, потому что всё, что они могут увидеть в партнёре, - это «два ужасных кирпича». Сколько из нас тех, кто впадает в депрессию или даже помышляет о самоубийстве, потому что всё, что мы способны увидеть в себе самих, - это «два ужасных кирпича».
На самом деле существует много, очень много прекрасных, совершенных кирпичей - вверху, внизу, слева и справа от наших ошибок, но порой мы просто не можем увидеть их. Напротив, каждый раз, когда мы смотрим, наш взгляд фокусируется исключительно на недостатках.
Всё, что мы видим, - это ошибки; всё, о чём думаем, - это ошибки, поэтому мы хотим уничтожить их. И порой, к сожалению, действительно разрушаем «очень хорошую стену».
У всех нас есть свои плохие кирпичи, но совершенных кирпичей в каждом из нас гораздо больше, нежели ошибок. Когда мы увидим это, вещи перестанут казаться такими уж плохими.
Аджан Брахм